Упражнение «Материнская эмпатия»
Это упражнение — модифицированный вариант так называемой терапии материнской любовью или материнской суггестии по Б.З. Драпкину. Оно является поистине незаменимым методом семейной психологической помощи детям с психологическими проблемами (нарушения коммуникативных функций, нарушения поведения, гиперактивность, повышенная нервно-психическая возбудимость) и телесными заболеваниями (от психосоматических расстройств до серьезных соматических нарушений).
В исходной методике воздействие осуществляется спустя 30 минут после того, как ребенок заснул. Мать ребенка при этом произносит предварительно составленный оздоровительно-суггестивный текст (стереотипно повторяемый в дальнейшем), состоящий из коротких формул внушения, тематически объединенных в четыре блока:
- I блок — выражение материнской любви;
- II блок — физическое здоровье;
- III блок — нервно-психическое здоровье;
- IV блок — «Я забираю твою болезнь».
Для первого блока, в частности, рекомендуется следующий набор внушений:
а) Я тебя очень сильно люблю.
б) Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
в) Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
г) Я без тебя не могу жить.
д) Мы все тебя очень сильно любим.
Для второго:
а) ты сильный, здоровый, красивый
б) ты хорошо кушаешь, поэтоу быстро растешь и развиваешься
в)у тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик
г) ты легко и красиво двигаешься
д)ты закаленный, мало и редко болеешь.
Для третьего блока:
-ты спокойный мальчик(девочка), у тебя хорошие, крепкие нервы
— у тебя хорошо развивается головка и ум, ты все хорошо понимаешь и запоминаешь
-ты умный мальчик (девочка)
— у тебя хорошее настроение и ты любишь улыбаться
— ты хорошо спишь, легко и быстро засыпаешь
-Ты очень хорошо отдыхаешь, когда спишь
-ты видишь только хорошие и добрые сны
-ты очень смелый и храбрый ребенок
— у тебя хорошо развивается речь
— ты начинаешь хорошо говорить (дополнительно)
Для четвертого:
-я забираю и выбрасываю твою болезнь, я тебя очень сильно люблю.
В модифицированном варианте упражнение проводится во время засыпания ребенка, в переходном состоянии между сном и бодрствованием. При этом «прелюдией» служит любой занимательный для ребенка сказочный текст. Переход к суггестивному тексту производится после достижения состояния «вегетативного резонанса».Последовательность вхождения в рабочее, «резонансное» состояние:
а) Телесный контакт. Мать может обнимать ребенка либо, если в течение дня у ребенка были какие-либо телесные жалобы, нежно прикладывать ладонь к больному месту.
б) Релаксация. Матери необходимо предварительно освоить навык релаксации так, чтобы она достигала состояния поверхностного расслабления не более чем за 2-3 минуты.
в) Синхронизация дыхания матери с дыханием ребенка (обычно в течение одной минуты).
г) Наблюдение матерью за телесными ощущениями, «индуцированными» невербальным общением с ребенком. Подобное сенсорное осознавание обычно в течение 2-3 минут приводит к достижению состояния телесно-эмоционального резонанса. Затем матери следует перейти к негромкому, проникновенному и прочувствованному произнесению заготовленного текста, сохраняя состояние резонанса и поддерживая все составляющие его элементы. Объем текста должен быть таким, чтобы при однократном проговаривании он укладывался в 2-3 минуты. Количество повторений- от 3 до 5.
Марк Сандомирский «Психосоматика и телесная психотерапия: практическое руководство», стр. 505
- Умение убеждать
- Как развивать EQ?
- Техника для принятия решения
- Игры для развития памяти
- Как в мозге укладывать память
- Чем опасна роль спасителя