Разрешение конфликтов
Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Конфликтов больше, чем дискуссий и переговоров. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Например, вы получили счет из ЖЕКа, который оказался больше, чем вы предполагали. Вы идете в ЖЕК, чтобы обсудить этот вопрос.
Сцены подобного типа разыгрываются снова и снова на всех уровнях человеческих отношений: между супругами, любовниками, друзьями, родителями и детьми, деловыми партнерами, сотрудниками, соседями и т. п. Конфликт может быть и внутренним, когда разные желания и нужды побуждают вас к взаимоисключающим действиям.
Если вы не знаете, как поступать в таких ситуациях, чувство дискомфорта, генерируемое конфликтом, может оказаться разрушительным для вашей психики и для взаимоотношений с другими людьми. Реальный итог конфликта может быть в еще большей степени отрицательным и убыточным. Например, в случае с ЖЭКом это могло закончиться тем, что на вас подали в суд о взыскании квартплаты.
Иными словами, при соответствующем опыте действий в конфликтных ситуациях потенциальные конфликты могут быть предотвращены или разрешены и даже использованы в качестве источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во всех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознавании конфликта и контроле над ним с целью получения наилучшего итога.
Идеальным с этой точки зрения является рационально-интуитивный метод разрешения конфликтов. Ваш подход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и нужд вовлеченных в конфликт людей, а также ваших собственных целей, интересов и нужд. Это мощный метод, поскольку в серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции их участников. Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций — ваших собственных и эмоций других людей. Рассудок и интуиция, а не новые эмоции Должны быть противопоставлены этим чувствам. Иначе говоря, если ваши чувства будут подогреваться, то вы будете способствовать всего лишь выходу на повышенный эмоциональный уровень конфликта.
После подавления эмоций вы можете использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон. Предположите, что проблема выглядит теперь разрешимой. Вы могли бы рассмотреть стратегические варианты получения возможных решений. Однако если вы находитесь в чрезвычайно затруднительной ситуации и реалистический подход к решению проблемы или подавлению эмоций на это время отсутствует, вы можете применить рационально-интуитивный метод для того, чтобы решить, что лучшее из того, что можно сделать в данный момент,- это уйти. Если уход осуществить надлежащим образом, то он может быть как эффективным вариантом выбора, так и решением проблемы.
Когда вы научитесь понимать, оценивать и, наконец, делать выбор в конфликтной или в чреватой конфликтом ситуации, вы разовьете способность добиваться того, чего вы хотите в каждом конкретном случае. Вы сможете добиться чего-то и от людей, с которыми вы конфликтуете. И если тот или иной конфликт является препятствием тому, чего вы хотите, то, преодолев его, вы также сможете добиться своей цели.
- Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией
Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем вы подбираете подходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических средств контроля конфликтных ситуаций. Выбираемая вами стратегия будет зависеть от того, на какой стадии находится конфликт (потенциальный конфликт, развивающийся конфликт, открытый конфликт), от важности для вас конкретного решения, от оценки нужд и желаний других людей, а также от характера эмоций, проявляемых в конфликте. Затем, выбрав подходящий метод, вы определяете наилучший способ его применения. Выбор, который вы делаете, зависит от вашей способности разумно оценивать ситуацию и возможные альтернативы, от вашей интуиции в отношении оптимального варианта, а также от вашей способности практической реализации последнего.
Если вы чувствуете, что попали в конфликтную или потенциально конфликтную ситуацию, вам следовало бы обратиться к краткому вопроснику (подобному тому, который приведен ниже). Выберите ответ, подходящий заданному вопросу. Для того чтобы научиться этому, может потребоваться некоторое время, потому что вначале вы будете задумываться над ответами. Но со временем, если вы применяете этот подход, выбор будет делаться спонтанно. Варианты будут одновременно как бы высвечиваться в вашем сознании, и вы интуитивно остановите выбор на тех, которые вам хотелось бы осуществить в конкретном случае.
В нижеследующей схеме приведены вопросы, которые необходимо задать, и соответствующая стратегия. В последующих главах описано, как и когда применять каждую из этих стратегий, более детально, так, чтобы, попав в конфликтную ситуацию, вы сами могли просмотреть возможные варианты и выбрать наилучший.
Вопрос | Стратегия |
1) Являются ли эмоции причиной конфликта или препятствуют ли они его разрешению? Если да, то: | |
Каковы эти эмоции? | Техника охлаждения эмоций обеих сторон так, чтобы вы могли выработать решения (соглашения). |
(1). Раздражение? Если да, то чье? | |
Других людей? | а) Техника охлаждения или рассеивания раздражения, такая, как сочувственное выслушивание, предоставление выхода гневу, утверждения с целью смягчения отрицательных эмоций или устранения недопонимания, вызывающего раздражение. |
Ваше собственное? | Техника направления гнева по иному руслу или контроля раздражения, такая, как кратковременный выход, переключение, визуализация с целью освобождения от гнева. |
(2) недоверие? если да, то с чьей стороны? | |
Других людей? | Техника преодоления недоверия. |
Вашей? | Техника оценки обоснованности этого недоверия или открытого и продуктивного обсуждения его. |
(3) Страх? Если да, то чей? | |
Других людей? | Техника уменьшения страха. |
Ваш собственный? | Техника оценки обоснованности этого страха или техника открытого и продуктивного обсуждения его. |
(4) Другие эмоции? (Например, ревность, чувство вины и т.д.) | |
Других людей? | Техника успокоения других людей. |
Ваши собственные? | Техника самоуспокоения. |
2) Каковы скрытые причины конфликта? | Рассмотрение реальных нужд и желаний. |
В чем действительно нуждаются другие люди и чего они хотят? | Непосредственное общение с целью выяснения причин конфликта, нужд и желаний другого человека, если это возможно. |
Техника сознательного или интуитивного поиска скрытых причин, если человек отказывается от общения или он знает себя недостаточно для того, чтобы распознать эти подспудные нужды и желания. | |
В чем вы действительно нуждаетесь и чего хотите на самом деле? | Самоанализ с целью определения ваших реальных желаний и нужд, если они для вас еще не ясны. |
Техника сознательного и интуитивного выявления скрытых целей. | |
3) Вызван ли конфликт непониманием? Чьим? | Техника преодоления непонимания посредством улучшения общения. |
Другого человека? | Техника объяснения и внесения определенности. |
Ваших собственных? | Техника открытости и восприимчивости объяснений других людей. |
Обоих участников конфликта или неизвестно чьим? | Комбинированные техники. |
4) Вызван ли конфликт тем обстоятельством, что кто-то не берет на себя ответственность за какое-то действие? Действие в прошлом? Действие в будущем? согласие сделать что-либо? | Техника определения ответственной стороны и выработки соглашения о принятии ответственности. |
Ответственность другого человека? | Техника приведения другого человека к пониманию своей ответственности и соглашению что-то сделать. |
Ваша собственная ответственность? | Техника выявления и признания ответственности |
5) Какой из стилей поведения был бы наилучшим в данной конфликтной ситуации? | Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего, исходя из: |
1) Предпочитаемого нами стиля; | |
2) Стилей, которые, как вы полагаете, другие люди считают наиболее подходящими; | |
3) Стилей, которые были бы самыми эффективными в данных обстоятельствах. | |
Возможно ли взаимовыиграшное решение? | Использование переговоров и дискуссий для выработки решения посредством компромисса или сотрудничества. |
Стоит ли вообще этот конфликт усилий, затрачиваемых на его разрешение? | Выбор стратегии ухода от конфликта и отказ от разрешения его в настоящий момент. |
Может ли оказать влияние на разрешение конфликта вопрос власти? Кто обладает большей властью? | |
(1) Другой человек. | Приспособление или предложение компромисса. |
(2) Вы. | Конкуренция или выход на компромиссное решение. |
6) Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при разрешении конфликта? | |
Представляет ли противоположную сторону человек, трудный в общении? | Использование техники общения с особо трудными людьми. |
Имеете ли вы особые личностные нужды, которые вам необходимо удовлетворить (например, желание получить признание)? | Техника эффективного выражения своих нужд. |
7) Какого рода альтернативы и решения возможны? | Выработка собственных идей или побуждение других сторон к выдвижению предположений. |
Какие альтернативы и решения являются подходящими? | Метод мозговой атаки и творческой визуализации для генерирования идей. |
Как эту проблему превратить в благоприятную возможность? | Мозговая атака и творческая визуализация. |
Какой выход является наилучшим? | Установление приоритетов среди разных возможностей. |
Джини Г. Скотт . «Способы разрешения конфликтов»