Статьи Статьи по Психологии

Детская психология — наказания.

27.05.2018

Наказания и поощрения — это отрицательное и положительное подкрепление действий ребенка для регуляции его поведения.

  • Физические наказания ребенка.

Результат — наказания детей приводят к морали власти и принуждения, малому усвоению социальных норм поведения, безынициативности, тревожности. изворотливости, лжи, покорности, зависимости, агрессивности, снижению чувства вины у ребенка, что препятствует формированию здорового самосознания; растет агрессивность, жестокость и склонность к насилию по отношению к другим.

  • Вербальные (словесные) наказания детей, такие как, порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка.

Результат- нарушается личностное развитие, формируется низкое самопринятие и самооценка, зависимость, тревожность, неуверенность в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти.

  • Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик).

Результат — приводят к потере ребенком чувствительности, эмпатии (сочувствия к другим), к чувству страха. При этом авторитет родителя падает, включается бессознательная защита (подробнее тут)и ребенок становится не чувствительным к родительским призывам и окрикам.

  • Лишение родительской любви, как метод наказания ребенка.

Результат — такое наказание формирует страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Хотя в ряде случаев такой вид наказания бывает весьма успешен только в том случае, когда ребенок реально видит, что это не постоянная мера, а ситуативная, и она относится не к личности ребенка, а к его поступку.

  • Ограничение активности ребенкав виде постановки в «угол», запирания в комнате, лишения прогулки, игр и т.п.

Результат — вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости о родителя; развивает пассивность или безынициативность, а также может вызвать у ребенка негативизм и различные виды протеста. Если такое наказание используется зачастую, то это может отразится на личностном развитии в целом. А, что касается запирания, особенно в темных помещениях, то это вообще, чревато фобиями.

  • Лишение благ и привилегийсостоит из временного запрета на то, чем ребенок уже обладал.

Результат — такое наказание может быть действенным, если запрещенное благо является для ребенка действительно ценным.

  • Инициирование чувства вины. 

Включает в себя внушение ребенку представления о совершенном им моральном проступке, которое, в свою очередь, должно вызвать чувство вины и стыда у ребенка.

Результат — такой вид наказания может подойти только в том случае, если ребенком еще не приняты нормы морали, а когда они уже приняты и чувство вины за проступок у ребенка появляется само собой, то такое наказание может быть опасным, т.к. может сработать психологическая защита и проступок обесценится.

  • Принуждение к действию.

Это когда родитель,  не объясняя причин заставляет ребенка что либо делать, при этом и не объясняет причин, и не обосновывает нужность этого действия (умывание, уборка постели и т.п.).

Результат — такие действия со стороны родителя воспринимаются ребенком как насилие и произвол, что в свою очередь, может привести к негативизму по отношению к родителю, или к пассивной покорности и подчинению власти. Плюс ко всему, у ребенка не разовьется самостоятельность и саморегуляция.

  • Наказание ребенка естественными последствиями.

Происходит в том случае, когда ребенок сделал кокой-либо ущерб, и должен сам это исправить (По типу: Намусорил — убери, Получил двойку — исправь, и т.п.).

Результат — этот способ наказания считается эффективным, потому что способствует конструктивному выходу из данной ситуации.

Для родителя этот метод труден, потому что он (родитель) не может отказаться от немедленного реагирования на нарушение ребенка, а здесь необходимо проявить некоторую выдержку (потянуть время), дать ребенку возможность проявить инициативу, и не требовать от него немедленных действий (конечно же необходимо взирать на возраст и возможности ребенка).

И, естественно не надо путать этот вид наказания от наказания трудом, в коем отражается принуждение к действию, со всеми вытекающими.

  • Отложенный конфликт

Это  когда родитель вносит в общение паузу, в силу того, что в данный момент он не готов контролировать ситуацию из-за своего эмоционального возбуждения.

  • Блокирование нежелательного действия

Используется в том случае, когда необходимо остановить действия ребенка которые могут причинить вред ему самому, окружающим или материальным и другим ценностям.

Результат — после остановки действий ребенка, «разбор полетов» проводить нужно, но лишь после отреагирования аффекта (разрядки эмоциональной напряженности ребенком).

  • Логическое объяснение и обоснование

Направляет ориентировку ребенка в последствиях его поступка на окружающих людей, ребенок, как бы предупреждается о возможных последствиях своих действий для других людей.

Результат — этот способ хорош тем, что он формирует у ребенка чувствительность (сенситивность) к результатам своих действий, и развивает эмпатию (способность сочувствовать другим), и также способствует моральному развитию ребенка.

Из вышесказанного следует то, что использовать для наказания можно лишь три метода, это: 

  • наказание естественными последствиями;
  • блокирование нежелательного действия;
  • логическое объяснение и обоснование.

Остальные виды наказаний детей необходимо избегать, необходимо не забывать про  поощрение >>>

Это интересно знать: Особенности организма новорожденного Детские истерики  1-й год жизни, физиология    Школа материнства  Психология для подростков   Эдипов комплекс   Скажи мне, как ты родился и я скажу. как ты будешь жить   Неуправляемые дети   Информационный этикет  Секреты легкой беседы  Дети после развода  Как формируется структура личности  Школа бизнеса и развития для подростков

ТЕГИ
Похожие статьи

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ